Активный отказ — это ситуация, когда ученик открыто демонстрирует, что не будет выполнять задание. Например:
- прямо говорит об этом;
- покидает или пытается покинуть класс в момент, когда нужно выполнять задание;
- обесценивает задание: говорит, что оно скучное, неинтересное, слишком легкое;
- создает более интересную активность и вовлекает в нее других учеников, что мешает вести урок.
Если это явление — разовое, попробуйте сделать следующее:
- Признайте, что это нормально.
Ученик имеет полное право не хотеть что-то выполнять.
- Предложите альтернативу.
Начните со способов вовлечь ученика в «облегченном» варианте: не пиши, но будь готов ответить; не работай в группе, а делай самостоятельно. Если это не сработает, договоритесь, что ребенок в этот раз просто посидит и послушает, но не будет мешать остальному классу.
- Поговорите после занятий.
Спросите, с чем был связан отказ. Можете ли вы чем-то помочь? Так вы поймете, какой перед вами случай — разовый (ребенок просто устал) или потенциально систематический (дефицит внимания или трудности с предметом)?
- Договоритесь с классом.
Например, установите правило: один раз за день/урок любой ученик может не выполнять какое-то задание. Или устройте в кабинете уголок отдыха, куда каждый сможет уйти на пару минут для восстановления сил. Такие правила помогут создать для детей комфортную и понятную среду и при этом сохранить контроль над ситуацией.
Если отказ повторяется регулярно, скорее всего, найти выход сразу не получится.
Вот несколько шагов, которые помогут сделать это постепенно:
- Наблюдайте за поведением ребенка.
Отмечайте, от каких заданий ученик отказывается, а в какие моменты, наоборот, включается в работу. Реагируйте на его поведение так же, как обычно, и проследите за своими действиями: когда вы ругаете его, когда не замечаете, а когда хвалите?
Попробуйте вести записи в течение нескольких занятий. Это поможет увидеть полную картину происходящего и выявить закономерности.
- Сформулируйте план действий.
Предположите, почему ученик саботирует задания и что с этим сделать. Например, если ему трудно дается конкретный тип заданий, постарайтесь сопровождать его индивидуально. Если нет возможности работать один на один, то перед тем, как дать задание, еще раз пошагово разберите решение со всем классом.
Не всегда все получается с первого раза, и это нормально! Важно продолжать наблюдения и следить, как меняется ситуация после ваших действий.
- Предложите ребенку то, что ему интересно.
Может быть, он любит рисовать? Или рассказывать что-то всему классу? Включите эти элементы в урок, особенно в те, где активный отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.
- Поговорите с ребенком.
Если ничего не срабатывает, поговорите с учеником лично. Старайтесь не обвинять и не отчитывать — возможно, ребенку и так непросто. Попробуйте вместе придумать, что может вовлечь его в занятия, и попытайтесь договориться на конкретные условия: ты выполняешь только часть задания / ты можешь выйти передохнуть на пять минут, когда понимаешь, что нет желания включаться. - Отмечайте позитивные изменения и говорите о них ребенку.
Вы заметили, что он стал задумываться, прежде чем отказаться? Отлично, отметьте это. Похвала — лучший способ подкрепить желаемое поведение.
Пассивный отказ: как проявляется и что с ним делать
Пассивный отказ тоже проявляется по-разному. Например, ученик:
- говорит, что выполнит задание, но в итоге не выполняет;
- молчит и ничего не делает;
- не вовлекается в активности на уроке, не поднимает руку, хотя, скорее всего, знает ответ;
- выходит в туалет, когда нужно выполнять задание;
- готовится к уроку (и учитель об этом знает), но никогда не отвечает.
Часто таких детей называют «тихонями»: обычно они отмалчиваются и держатся в стороне.
Чтобы помочь такому ребенку, попробуйте следующее:
- Найдите «невидимок».
Посмотрите на список класса и постарайтесь вспомнить всех учеников: что они делали на уроке, как реагировали. Если вы не смогли кого-то вспомнить, обязательно обратите на них внимание на следующем занятии. - Уделяйте внимание «тихоням».
Чаще обращайтесь к ним во время урока, отмечайте любые их действия, хвалите. Тихие, замкнутые дети заслуживают не меньше внимания, чем активные. Это может стать для них опорой, чтобы больше проявлять себя. - Создайте опыт успешности.
Выясните, какие задания лучше даются конкретному ребенку — с них и стоит начать вовлечение в работу. Вызовите его к доске, попросите ответить. Ребенку будет легче преодолеть страх, когда он почувствует, что у него что-то хорошо получается. - Позволяйте ошибаться.
Создайте пространство, в котором ошибки — это нормально. Транслируйте это правило на всех учеников и поддерживайте его своим примером. В результате сформируется обстановка, в которой любой ребенок (а замкнутый — в особенности) почувствует себя безопасно и спокойно. - Постепенно усложняйте задания.
Начните привлекать ученика не только к тем активностям, которые у него получаются. Организовывайте групповую работу (тем самым разделяя его ответственность с одноклассниками), помогайте в трудные моменты. - Курируйте участие ребенка в групповой работе.
Первое время замкнутым детям нужен проводник, который поможет понять, как правильно взаимодействовать с другими людьми. Общению тоже можно научиться, если рядом будет взрослый, готовый поддержать и объяснить. Подсказывайте, как можно разделить работу в группе, помогайте сформулировать обращение/запрос к однокласснику. Это будет полезно всему классу.
Одна из частых причин проблемного поведения у подростков — неумение справляться со стрессом. Не все дети знают, как попросить о помощи, поддержать себя и отдыхать от нагрузок. Как результат — тревога, раздражительность и постоянное состояние сопротивления.
В 2022 году на базе московской школы фонд «Шалаш» провел курс для девятиклассников. На занятиях школьники учились поддерживать себя и управлять своим эмоциональным состоянием. Проект был реализован при поддержке Конкурса грантов мэра Москвы. Этой осенью фонд запустил такие занятия для старшеклассников из любой школы города.
5) Что такое метод Монтессори и зачем он детям?
Отвечаем на популярные вопросы родителей
1
Кто такая Монтессори? И почему ее подход к обучению так популярен?
Известный врач и педагог Мария Монтессори жила и работала в Италии, Испании, Нидерландах и даже Индии. Уже к 26 годам она стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии. Отстаивая необходимость не только медицинского, но и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями развития, убежденная католичка создала метод «научной педагогики». Она использовала собственные разработки и материалы своих учителей Итара и Сегена: знаменитых на весь мир французских врачей, ставших, по сути, первыми европейскими дефектологами.
Когда оказалось, что дети, признанные «необучаемыми», освоили навыки счета, письма и чтения лучше и быстрее своих здоровых сверстников, было принято решение адаптировать методику и для последних. И вот, в 1907-м в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори, а еще через три года вышла первая книга о ее методе.
В России последователи этого подхода официально появились только в 1990-х, и популярность его в последние десятилетия продолжает расти.
2
А в чем его суть? Какие знания, умения и навыки он помогает развить?
Главный принцип монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. Наблюдая за детьми и воздерживаясь от поощрений и наказаний (и вообще от любых оценок!), педагоги стараются не только формировать «обогащенную» среду для их развития, но и направлять этот процесс, исходя из индивидуальности и собственной активности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда хочется.
Методики, разработанные Марией Монтессори и ее последователями, в первую очередь сконцентрированы на развитии сенсорики: от осязания и слуха до различения тончайших оттенков вкуса и запаха. Упражнения на тренировку глазомера, а также игры с цифрами и геометрическими фигурами помогают детям незаметно перейти к абстрактным математическим понятиям. А развитие общей и мелкой моторики, включающее в себя задания на лепку и штриховку, вместе со специальной «зарядкой» для губ и языка, незаменимы при подготовке дошкольника к освоению навыков чтения и письма.
Основной упор при выполнении всех упражнений делается на развитие внимания и самомотивации, в результате дети получают практически все, что нужно для формирования их интеллекта. Для развития творческого воображения, навыков игры и общения программу необходимо дополнить разнообразными играми и творческими занятиями.
3
Насколько универсален такой подход к развитию?
Хотя изначально метод разрабатывался для детей с особенностями развития, к настоящему моменту последователи Марии Монтессори успели адаптировать его для обычных и одаренных детей, а также для взрослых, желающих стать преподавателями в монтессори-классах. Понятно, что универсальных подходов в педагогике, как и в других науках, не существует. Но исследования психологов, педагогов и врачей разных лет подтверждают, что если четко следовать принципам метода, то вреда ребенку такое обучение точно не принесет, особенно если компенсировать его недостатки с помощью элементов других подходов.
Сложно не согласиться со сторонниками монтессори-педагогики в том, что большинство детей и так любят познавать новое, и потому главной задачей взрослого становится сохранение этого интереса. Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание на той деятельности, которая нравится, и сопротивляться отвлекающим факторам. А монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приемов.
Вот только, чтобы все получилось, нужно начать заниматься развитием ребенка очень рано: первые материалы для концентрации внимания ряд специалистов предлагает давать уже через несколько часов после рождения. А это может оказаться намного сложнее, чем перестать ругать дошколят за ошибки.
Еще один вопрос к сторонникам развития по Монтессори касается использования в обучении электронных устройств. Сейчас мы буквально окружены гаджетами (не то что в начале XX века), и полный запрет на их применение не всем покажется адекватным, но большинство монтессори-педагогов его придерживаются и по сей день.
4
Чем дети, воспитанные по методу Монтессори, отличаются от сверстников?
Многих удивляет, что в монтессори-школах и садах дети разных возрастов обучаются в одном классе и могут свободно по нему передвигаться, самостоятельно выбирая, какие упражнения они будут выполнять. На первый взгляд кажется, что в таких условиях ребенок вырастет безответственным и капризным или развитым негармонично: по одним показателям опережающим сверстников, а по другим — сильно отстающим.
Практика показывает, что дети из монтессори-классов (от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет) вовсе не становятся неуправляемыми. Наоборот, чаще всего они очень дисциплинированны и раньше других учатся самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Правда, некоторые из них могут еще и сопротивляться внешнему контролю, особенно, если взрослый навязывает свое видение того, чем «надо» заниматься. Если же педагог способен предложить такому ребенку варианты, из которых можно выбрать себе задание, то обычно конфликтов не возникает.
5
В монтессори-садах дети предоставлены сами себе – не опасно ли это?
В детских садах, работающих по методике, есть и учебные планы, и четкие правила поведения, и схема подачи материала. Свобода детей состоит в выборе самого занятия из предложенных педагогом и того, сколько времени он потратит на его выполнение или повторение.
Воспитатель, как и при любой другой системе обучения, должен вмешиваться, когда это необходимо, или же не вмешиваться, если это позволит детям самостоятельно справиться с задачей или конфликтом. Суть работы педагога в таком классе — следить за соответствием среды и условий обучения потребностям ребенка и менять их, предлагая все новые задачи и упражнения и выражая постоянную готовность помочь, но не навязывая свою помощь.
6
Могут ли родители самостоятельно применять эту методику?
Современные последователи метода Марии Монтессори часто подчеркивают важность индивидуального подхода к воспитанию ребенка и учета его собственных границ сензитивных периодов развития. Они считают (и справедливо), что, например, такой важнейший процесс, как внимание, начинает формироваться уже с рождения, поэтому на его качество влияет даже то, в каких условиях протекают роды. К тому же, никто не может знать личностных особенностей ребенка так, как его родители, и, с этой точки зрения, они даже имеют преимущество перед педагогами с самым лучшим образованием.
Каждый родитель без особого труда может научиться использовать развивающие методикии материалы, разработанные для обучения по методу Монтессори. Но научиться наблюдать за ребенком, отмечать, к чему он сам стремится, и направлять его в поисках, не делая выбор за него, для родителей может оказаться сложнее, чем для любого педагога. Любовь к науке и особый «дух ученого» Монтессори ставит выше любви человека к человеку, доступной, по ее мнению, каждому из нас.
7
Правда, что «после шести уже поздно»?
Многие родители выбирают монтессори-педагогику, потому что считают, что мозг ребенка развивается до 6 лет и нужно успеть дать ему максимум знаний и умений, пока момент не упущен. На самом деле первые нервные связи появляются в мозгу человеческого эмбриона уже на пятом месяце беременности, и, по мнению некоторых ученых, при правильном образе жизни могут продолжить возникать до самой смерти этого потрясающего органа.
Темпы развития нервной системы ребенка и взрослого действительно различны. Скорость образования нейронных сетей резко возрастает сразу же после появления маленького человека на свет, а их количество достигает своего предела примерно к 20-30 годам. Потом оно начинает медленно, но неуклонно снижаться за счет отмирания тех нервных путей, которыми мы меньше всего пользуемся в практической жизни. Так что, чем мы старше, тем сложнее дается нам любое обучение, но, тем не менее, учиться новому никогда не поздно.
8
Могут ли родители, не будучи педагогами, заинтересовать ребенка?
Самый животрепещущий вопрос для всех родителей: «Как заставить ребенка заниматься?» Если говорить откровенно, это знает любой хороший педагог: если сам взрослый выполняет какие-то действия с удовольствием и энтузиазмом, выражая заинтересованность, то большинству детей захочется попробовать проделать эти же действия. Дома с этим дела обстоят даже лучше, чем в школе или детском саду, потому как сама система Монтессори предоставляет ребенку не цель развития, а лишь способы. А адекватные цели воспитания и обучения могут и, по мнению специалистов различных подходов, должны быть поставлены только самим ребенком в союзе с родителями, настроенными на понимание нужд своего чада и спокойную помощь ему во всех начинаниях.